Программа дополнительного образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»
(МАДОУ «Детский сад № 9»)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 9»
О.Б. Богатырева

Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
«Радуга»
срок реализации один год

ГО Верхняя Пышма

1

№ п.п.
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.2.
1.3
2.
2.1.

2.2.
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

3.9
3.10

СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Принципы и подходы к формированию программы
Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка, представленной в пяти
образовательных областях
- «Социально – коммуникативное развитие»
- «Познавательной развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетической развитие»
- «Физическое развитие»
Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Организационный раздел
Психолого – педагогическое условия, обеспечивающие развитие ребенка
Организация предметно – пространственной среды
Кадровые условия реализации Программы
Материально-технического обеспечения программы
Финансовые условия реализации Программы
Планирование образовательной деятельности
Мониторинг достижения детьми планируемых
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию
нормативно – правовых, финансовых, научно – методических, кадровых, информационных и материально – технических
ресурсов
Перечень нормативных и нормативно – методических документов
Перечень литературных источников
Приложение № 1
Приложение № 2

Страница
4
4
5
7
8
9
11
11

12
13
14
14
14
15
16
26
27
9
9

33
34

1

1

Дополнительная образовательная программа (Далее) Программа

2

Информационная карта
1. Учреждение: МАДОУ «Детский сад № 9
2. Название программы: «Радуга»
3. радуга» по обучению детей нетрадиционным техникам рисования
4. Тип программы: художественно – эстетическая
5. Вид программы: развивающая
6. Направление деятельности: изобразительное творчество
7. Продолжительность освоения программы: 1 год (1 раз в неделю)
8. Количество участников: 10 человек
9. Возраст воспитанников: 5 -7 лет
10. Форма организации: групповая
11. Продолжительность занятия: 25 – 30 мин.

3

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях художественно-изобразительным творчеством является обогащение
мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка, развитие творческого нестандартного подхода к реализации
задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, художественно-изобразительное творчество обладает необходимой
эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих
способностей.
В настоящее время искусство работы с красками в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Краски являются доступным
каждому инструментом творчества. В сочетании с нетрадиционными материалами: свеча, соль, песок краски способствуют развитию
сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, формы. Умения и навыки работы с красками совершенствуются в свободном
экспериментировании.
Краски — материал, к которому дети начинают проявлять интерес с самого раннего возраста. Устойчивый интерес детей к рисованию
обуславливается тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист и цветовая палитра помогают ребёнку
ощутить себя художником, дизайнером — безгранично творческим человеком. С помощью красок можно передать настроение,
переживания, создать образы своего внутреннего мира. Обычный материал — краски в сочетании с нетрадиционными материалами —
приобретает новое современное направление, ими можно работать в разных техниках: монотипия, кляксография, печатание, набрызг.
Программа построена от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения работ ребенок готовится стать
созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого
ребенка и его самореализации.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные
особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Краски детства» составлена в соответствии с
действующими нормативно-правовыми документами и локальными актами:
• Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
• Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (статья 4)
4

•
•
•
•

Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
Приказ Минобрнауки РФ от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по
дополнительным образовательным программам» (Зарег, в Минюсте России 24.01.2014 N 31102)
Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9»
Локальные акты МАДОУ «Детский сад № 9

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Краски детства» реализуется в условиях МАДОУ
«Детский сад № 9» и рассчитана на один год обучения.

1.1.1 Цель и задачи программы
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными способами
и приемами изобразительной деятельности с использованием различных материалов. Данная цель обуславливает следующие задачи:
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей с основными нетрадиционными техниками и материалами: рисование песком; рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная;
пластилинография;
- обучать нетрадиционным приемам изобразительной деятельности;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать творческие работы, выполненные с использованием нетрадиционных материалов и техник.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать цветовосприятие;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В программе учитываются:
1) Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия
получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в
том числе с ограниченными возможностями здоровья;
5

2) Возможности освоения ребёнком Программы на разных ее этапах.
Общая направленность программы:
1. Создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
2. Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
детей;
3. Решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования:
•
•
•
•
•
•
•

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром;
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Дополнительная образовательная программа «Краски детства» реализуется в течение одного года.
Режим занятий: один раза в неделю с сентября по май.
Категория участников: дети старшего дошкольного возраста.

1.1.2

Принципы и подходы к формированию программы
В программе заложены следующие основные принципы:
6

•
•
•
•
•

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
Педагога и демократичности, и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих
способностей);
Научности (обоснованность, наличие методической базы и теоретической основы);
«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных
творческих работ).

Тематика занятий строится с учётом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа помогает индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будут интересны сложные техники, менее
подготовленным, можно предложить работу проще. При этом развивающий и обучающий смысл работы сохранятся. Это даёт возможность
предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Краски детства», дети экспериментируют с разными материалами, находят новые изобразительные
и цветовые решения, технологию изготовления, назначение и т.д.

1.2 Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения
Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики
возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования,
которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде
изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
– Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении,
конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
7

– Ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
– Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
– Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
– У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
– Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать,
строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К концу обучения по дополнительной образовательной программе дети:
•

•
•
•
•
•

Научатся использовать в изобразительной деятельности нетрадиционные техники: рисование песком; рисование мыльными
пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография
обычная; пластилинография;
Научатся следовать устным инструкциям;
Создавать индивидуальные работы, пользуясь инструкционными картами и схемами;
Разовьют цветовосприятие, внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Познакомятся с искусством современной живописи;
Овладеют навыками культуры труда;
8

•

Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемого Учреждением по Программе, представляет собой важную
составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемого Учреждением, заданным
требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Учреждением
условий в процессе образовательной деятельности.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий
образовательной деятельности, обеспечиваемых Учреждением, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические,
финансовые, информационно-методические, управление Учреждением и т. д.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Учреждением на основе достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
−Не подлежат непосредственной оценке;
−Не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
−Не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
−Не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей;
−Не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программа предоставляет Учреждению право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической
диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и
организационных форм дошкольного образования;
9

4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов Организации в
соответствии:
– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
– разнообразием вариантов образовательной среды,
– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации;
5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования на уровне Учреждения,
учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных
условиях их реализации в масштабах всей страны.
Система оценки качества реализации программ дошкольного образования на уровне Учреждения должна обеспечивать участие всех
участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного
образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
• Внешняя оценка Учреждения, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
• На уровне образовательного учреждения система оценки качества реализации Программы решает задачи:
• Повышения качества реализации программы дошкольного образования;
• Реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольного
учреждения;
• Обеспечения объективной экспертизы деятельности Учреждения в процессе оценки качества программы дошкольного образования;
• Задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого Учреждения;
• Создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Учреждении является оценка качества психологопедагогических условий реализации основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются
основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Учреждения. Это позволяет выстроить
систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством
экспертизы условий реализации Программы.
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и
педагогический коллектив Учреждения.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Учреждения материал для рефлексии своей деятельности и для
серьезной работы над Программой, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют
доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий
образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты
образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности Учреждения, предоставляя обратную связь о
качестве образовательных процессов Учреждения.
10

2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленных в пяти образовательных областях
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области):
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Социально - коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других
людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
11

фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой
моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами
здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми
Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные ФГОС ДО, ставят перед педагогом
профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогических знаний о ребенке-дошкольнике и закономерностях его
развития. О дошкольном детстве в целом, способности учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, реализовывать
деятельностные технологии организации совместной работы взрослого и детей, самих детей и строить развивающее образование.
Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.
Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми является педагогическое
взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный, социальным смыслом и направлен (родителем и
педагогом) на целостное развитие личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между педагогом
(родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.
Педагог прогнозирует и проектирует условия, средства и методы, которые являются наиболее эффективными в конкретной ситуации
взаимодействия, учитывает время, место, предметно-пространственную среду, эмоциональную атмосферу, обеспечивает активное участие
в совместной деятельности, согласовывает действия, оказывает помощь и поддержку, координирует действия.
Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного контакта между взрослым и ребенком
или в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты
природной среды, предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнеров по деятельности) или
сказочных персонажей.
Основные формы совместной деятельности взрослых и детей:
- Сюжетная игра
- Игра с правилами
- Продуктивная деятельность
- Чтение художественной литературы
12

2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности,
стремление выполнять работу дает реальное воплощение мысли, фантазии.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации
разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию
конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные
результаты;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых
условий для их удовлетворения в семье.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Знакомство с семьей.
- Проведение экспресс-опроса, анкетирования с целью изучения их потребностей. Анализирование потребностей родителей.
2. Информирование родителей о ходе образовательной деятельности
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, «Дни открытых дверей», информационные стенды.
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи следует уделять достаточное внимание с учётом комплексного подхода к
решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, чтобы вместе с
ребёнком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей, а применение
разнообразных методов и форм работы с семьями превращают сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в
увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно эстетического развития формирующейся личности ребёнка.

3. Организационный раздел
3.1 Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых
знаний и жизненных навыков.
13

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и
предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному,
речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый
продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой
деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной
компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее
создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2 Организация предметно-пространственной среды
Предметно - пространственная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного
образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным
пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых (в том числе детей разного возраста), двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Центр
Цент изобразительного
искусства

Предметно – пространственная среда
Материалы и инструменты:
-Бумага для акварели
-Картон белый
-Картон цветной
-Зубные щетки
14

-Трубочки для коктейля
-Фломастеры
-Карандаши цветные
-Мелки восковые
-Мелки пастельные
-Карандаши простые
-Свечи
-Краски гуашь
-Краски акварель
-Наборы кисточек для рисования
-Поролон
-Природный материал (песок, шишки, крупа, соль)
-Палитра
-Стаканы для воды
-Салфетки бумажные
-Клеенки
-Стол для детей на 2 рабочих места
-Столы для взрослых
-Стулья для детей
-Стол на колесиках
-Ноутбук
-Доска переносная

3.3 Кадровые условия реализации программы
Ф.И.О.
Толстикова Елена
Михайловна

Должность
Образование

Сертификаты, удостоверения

Воспитатель первой
НОЧУ ДПО «Центр повышения квалификации, подготовки и
квалификационной категории
профессиональной переподготовки специалистов «Потенциал» по программе
высшее, ГОУ ВПО "Российский “Современные технологии дошкольного образования в деятельности
государственный
воспитателя в соответствии с ФГОС ДО”, дата окончания - 01.04.2022
профессионально-педагогический удостоверение ПК-006 №004325
университет"

15

3.4 Материально – техническое обеспечение Программы
Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного
оборудования.
Детская мебель соответствует СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». К работе в объединении дети приступают после проведения
воспитателем соответствующего инструктажа по правилам техники безопасности.
Необходимое оборудование:
Направление
дополнительного
образования
Художественно эстетическое

Модули

Необходимое оборудование

Количество

Введение в программу.
Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности.
Знакомство с программой, с
разными видами нетрадиционных
техник и материалов.

Стол для детей на 2 рабочих места

6

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

12

Стол на колесиках

1

16

Рисование «тычком», сухой кистью,
поролоном. Имитация фактурной
пушистой или колючей поверхности
изображаемого предмета.

Печатание, оттиск. Создание
изображений путем окрашивания
поверхности засушенного растения
или другого материала и оттиска на
бумаге.

Ноутбук

1

Доска переносная

1

Бумага акварельная для рисования

10 упаковок

«Тычок», поролон

10 штук

Кисть щетина

10 штук

Карандаши простые

10 штук

Гуашь

10 наборов

Салфетки бумажные

10 штук

Клеенки
Стол для детей на 2 рабочих места

10 штук
6

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

12

Стол на колесиках

1

Ноутбук

1

Доска переносная

1

Природный материал

10 наборов

Фломастеры

10 наборов

Зубочистки

10 пакетов

Гуашь

10 наборов

Альбомные листы для рисования

10 упаковок

17

Кляксография. Создание образов,
изображений из произвольных
пятен краски, оставленных на листе
бумаги.

Карандаши простые

10 штук

Кисточки для рисования (белка 2,3,4)

10 наборов

Салфетки бумажные

10 штук

Клеенки

10 штук

Стол для детей на 2 рабочих места

6

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

12

Стол на колесиках

1

Ноутбук

1

Доска переносная

1

Бумага для рисования

10 упаковок

Фломастеры

10 наборов

Акварель

10 упаковок

Гуашь

10 упаковок

Трубочки для коктейля

10 штук

Ложки одноразовые

10 штук

Карандаши цветные

10 наборов

Карандаши простые

10 штук

Стаканчики для воды

10 штук

Кисточки для рисования (белка 2,3,)

10 штук
18

Набрызг. Создание изображений
путем «забрызгивания» готовых
шаблонов с помощью зубной щетки.

Салфетки бумажные

10 штук

Клеенки

10 штук

Стол для детей на 2 рабочих места

6

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

12

Стол на колесиках

1

Ноутбук

1

Доска переносная

1

Бумага для рисования

10 упаковок

Фломастеры

10 упаковок

Зубные щетки

10 штук

Зубочистки

10 пакетов

Кисти (пони 2,3,4)

10 наборов

Шаблоны

10 наборов

Гуашь

10 наборов

Карандаши простые

10 штук

Стаканчики для воды

10 штук

Акварель

10 штук

Салфетки бумажные

10 штук

Клеенки

10 штук

Стол для детей на 2 рабочих места

6
19

Цикл творческих работ

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

12

Стол на колесиках

1

Ноутбук

1

Доска переносная

1

Бумага для рисования

10 упаковок

Мелки восковые

10 упаковок

Фломастеры

10 упаковок

Карандаши цветные

10 упаковок

Акварель

10 штук

Зубочистки

10 пакетов

Пластилин

10 упаковок

Стаканчики для воды

10 штук

Гуашь

10 наборов

Палитра

10 штук

Карандаши простые

10 штук

Кисточки для рисования (белка 2,3,4)

10 наборов

Кисточки для клея (щетинка)

10 штук

Салфетки бумажные

10 штук

Клеенки

10 штук

20

Стол для детей на 2 рабочих места

6

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

12

Стол на колесиках

1

Ноутбук

1

Доска переносная

1

3.5 Финансовое обеспечение реализации Программы
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное
образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой,
разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

3.6 Планирование образовательной деятельности
Программа кружка «Краски детства» рассчитана на 2 года с детьми старшего дошкольного возраста. Для успешного усвоения
программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек Продолжительность занятия составляет 2530 мин. Занятия проводятся четыре раза в месяц с сентября по май.
Количество занятий

Учебная деятельность
21

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
1 неделя

Сентябрь
1
1
1
1
4
Октябрь
1
1
1
1
4
Ноябрь
1
1
1
1
4
Декабрь
1
1
1
3
Январь
1
1
1
3
Февраль
1
22

2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Итого за год

1
1
1
4
Март
1
1
1
3
Апрель
1
1
1
1
4
Май
1
1
1
3
32

Условия реализации программы:
• Наличие материально – технического обеспечения;
• Систематичность посещения кружка «Краски детства»;
• Регулярные отчётные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
• Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.

23

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»

Утверждаю
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 9»
О.Б. Богатырева

Учебный план для детей старшего дошкольного возраста по дополнительной образовательной программе
художественно – эстетического развития
«Радуга»
срок реализации один год

ГО Верхняя Пышма
24

Пояснительная записка
Программа обучения предусматривает знакомство детей с нетрадиционными техниками, с базовыми формами и приёмами
выполнения работ, пробуждает интерес к творчеству, позволяет реализовать и развивать творческие способности детей. Хочется заметить,
что работа с различными видами нетрадиционной изобразительной деятельности расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает
его раскрепощение.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможностями их самовыражения. В ходе освоения содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее
подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающийся и развивающийся смысл работы сохраняется. Это дает
возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по
программе «Краски детства», обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты образа (материал,
изобразительное и цветовое решение, технологию изображения, и др.) По каждой теме необходимо подготовить беседы, наглядные пособия,
иллюстрации, фотографии. С целью профилактики усталости и снятия напряжения с глаз на занятии необходимо устраивать физкультурные
паузы, гимнастику для глаз.

25

Количество часов

Направление дополнительного
образования

Художественно - эстетическое

Модули

Теория

Практика

Всего

1

2

3

2

4

6

2

5

7

2

5

7

Набрызг. Создание изображений путем «забрызгивания»
готовых шаблонов с помощью зубной щетки.

1

4

5

Цикл творческих работ

1

3

4

Общее количество занятий за год:

9

23

32

Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила
техники безопасности. Знакомство с программой, с разными
видами нетрадиционных техник и материалов.
Рисование «тычком», сухой кистью, поролоном. Имитация
фактурной пушистой или колючей поверхности изображаемого
предмета.
Печатание, оттиск. Создание изображений путем окрашивания
поверхности засушенного растения или другого материала и
оттиска на бумаге.
Кляксография.
Создание
образов,
изображений
из
произвольных пятен краски, оставленных на листе бумаги.

26

3.7 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

3.8 Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее
реализацию нормативно – правовых, финансовых, научно – методических, кадровых, информационных и
материально – технических ресурсов
Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих нормативных и правовых, научно-методических, кадровых,
информационных и материально-технических ресурсов предполагается осуществлять с участием научного, экспертного и широкого
профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления
образованием Российской Федерации, руководства Организаций, а также других участников образовательных отношений и сетевых
партнеров по реализации образовательных программ (далее – Участники совершенствования Программы).
Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в совершенствовании и развитии Программы будут включать:
─предоставление доступа к открытому тексту Программы в электронном и бумажном виде;
— предоставление возможности давать экспертную оценку, рецензировать и комментировать ее положения на открытых научных,
экспертных и профессионально-педагогических семинарах, научно-практических конференциях;
— предоставление возможности апробирования Программы, а также совместной реализации с вариативными образовательными
программами на базе экспериментальных площадок и других заинтересованных организаций, участвующих в образовательной
деятельности и обсуждения результатов апробирования с Участниками совершенствования Программы.
В целях совершенствования нормативных и научно-методических ресурсов Программы запланирована следующая работа.
1. Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:
– научно-методических материалов, разъясняющих цели, принципы, научные основы и смыслы отдельных положений Программы;
– нормативных и научно-методических материалов по обеспечению условий реализации Программы;
– научно-методических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с Программой;
– практических материалов и рекомендаций по реализации Программы.
2. Апробирование разработанных материалов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на дошкольном
уровне общего образования.
27

3. Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических и практических материалов с Участниками совершенствования
Программы, в т. ч. с учетом результатов апробирования, обобщение материалов обсуждения и апробирования.
4. Внесение корректив в Программу, разработка рекомендаций по особенностям ее реализации и т. д.
5.Регулярное научно-методическое консультационно-информационное сопровождение Организаций, реализующих Программу.
Развитие информационных ресурсов, необходимых для разработки и утверждения основных образовательных программ Организаций
с учетом Программы и вариативных образовательных программ дошкольного образования, направлено на осуществление научнометодической, научно-практической поддержки Организаций и предполагает создание веб-страницы Программы, которая должна
содержать:
— тексты нормативно-правовой документации дошкольного образования,
— перечни научной, методической, практической литературы,
— перечни вариативных образовательных программ дошкольного образования, а также дополнительного образования детей
дошкольного возраста,
— информационные текстовые и видеоматериалы,
— разделы, посвященные обмену опытом;
— актуальную информацию о программах профессиональной подготовки, переподготовки и дополнительного образования,
– актуальную информацию о проведении научно-практических и обучающих семинаров, тренингов и вебинаров, конференций.
Совершенствование материально-технических условий, в т. ч. необходимых для создания развивающей предметно-пространственной
среды, планируется осуществлять в процессе реализации Программы.
Совершенствование финансовых условий реализации Программы направлено в первую очередь на повышение эффективности
экономики содействия.
Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:
– развитию кадровых ресурсов путем разработки проектов различных программ мотивации сотрудников Организаций, разработки
предложений по совершенствованию эффективных контрактов с сотрудниками, управления Организацией;
–развитию материально-технических, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для достижения целей
Программы;
–сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации Программы, в т. ч. поддержке работы Организации с семьями
воспитанников;
–достаточному обеспечению условий реализации Программы разных Организаций, работающих в различных географических,
экономических, социокультурных, климатических и других условиях.

3.9 Перечень нормативных и нормативно – методических документов
28

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 9.12.2014, с изм. jт 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.947-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного
фонда».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О
введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков.
Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в
Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г.,
регистрационный № 30384).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован
Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1
февраля 2011 г., регистрационный № 19644).
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 7 июня
2012 г., регистрационный № 24480).
13. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 9.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
14. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. –
№ 7.
29

15. Письмо Минобрнауки России от 9 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации
по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан наполучение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

3.10 Перечень литературных источников
При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке,
учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.
Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми» 3-7лет.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Приложение 1
30

к рабочей программе дополнительного образования
художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
«Краски детства»
Календарный – учебный план
1 год обучения

Содержание
Количество
занятий
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

1
1
1
1
4

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

1
1
1
1
4

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

1
1
1
1
4

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

1
1
1
3

2 год обучения
Количество
занятий

Минуты
Сентябрь
30
30
30
30
120 минут
Октябрь
30
30
30
30
120 минут
Ноябрь
30
30
30
30
120 минут
Декабрь
30
30
30
90 минут
Январь

Минуты

1
1
1
1
4

30
30
30
30
120 минут

1
1
1
1
4

30
30
30
30
120 минут

1
1
1
1
4

30
30
30
30
120 минут

1
1
1
3

30
30
30
90 минут
31

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

1
1
1
3

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

1
1
1
1
4

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

1
1
1
3

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

1
1
1
1
4

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Итого за учебный год

1
1
1
3
32

30
30
30
90 минут
Февраль
30
30
30
30
120 минут
Март
30
30
30
90 минут
Апрель
30
30
30
30
120 минут
Май
30
30
30
90 минут
960 минут

1
1
1
3

30
30
30
90 минут

1
1
1
1
4

30
30
30
30
120 минут

1
1
1
3

30
30
30
90 минут

1
1
1
1
4

30
30
30
30
120 минут

1
1
1
3
32

30
30
30
90 минут
960 минут
Приложение 2
32

Календарно – тематическое планирование дополнительной образовательной программы художественно – эстетического
направления
«Радуга»
Месяц

Тема

Сентябрь Вводное
«Знакомство с
нетрадиционны
ми техниками»

Октябрь

Цель
Познакомить с разными видами
нетрадиционных техник,
создать положительный
эмоциональный настрой на
творчество

Форма
работы

Групповая

Методические приемы
Демонстрация образцов, материалов, инструкция по технике
безопасности при работе с нетрадиционным материалом

Вводное
«Радуга»

Учить смешивать краски для
получения новых цветов
(оранжевый, зелёный,
фиолетовый)

Групповая

Рассматривание изображения радуги, отгадывание загадки.
Проблемная ситуация: для изображения радуги предлагается
3 цвета (красный, синий, желтый цвет гуаши), смешивание
красок.

«Ёж»

Учить изображать иголки и
траву с помощью рисования
вилкой и гуашью

Групповая

Отгадывание загадки, самомассаж ортопедическими
мячиками, сравнение зубцов вилки и колючек ежа,
рисование вилкой.

«Осенний парк»

Учить отпечатывать
изображения деревьев с
помощью сухих листьев и
гуаши

«Мой щенок»

Учить изображать шерсть
животного с помощью сухой
кисти, получать коричневый
цвет из красного и зеленого

Групповая

Групповая

Чтение стихотворений об осени, рассматривание осенних
пейзажей, оттиск листьями.

Чтение стихотворения С.Михалкова «Мой щенок»,
сравнение шерсти щенка и сухой кисти «щетина»,
смешивание зеленой и красной гуаши, раскрашивание
изображения щенка.
33

Ноябрь

Декабрь

«МалюмаТекете»

Учить создавать изображения из
ломаных и округлых линий,
развитие фантазии и
воображения

«Осенний
букет»

Учить создавать изображения с
помощью шаблонов набрызгом

«Облака»

Учить создавать изображения из
клякс, развивать фантазию и
воображение

«Океан»

Учить делать оттиск мыльными
пузырями, выдувая
подкрашенную гуашью пену
через соломинку

Групповая

Групповая
Групповая

Групповая

Придумывание сказки про Малюму и Текете, создание
словесного и зрительного образа

Рассматривание осеннего букета, цветовой палитры (теплые
оттенки), набрызг
Игра «На что похоже облако», чтение стихотворения
С.Михалкова «Облака», кляксография

Беседа о том, чем дышат и как питаются жители океана,
выдувание пены в стаканчике, оттиск пузырей на листе
бумаги

«Море, морские
обитатели»

Учить раскрашивать набрызгом,
используя шаблон

Групповая

Загадки о морских обитателях, угадывание морских
обитателе по силуэтам, набрызг. Оформление работы,
рисование деталей фломастерами

«Птица
счастья»

Учить использовать разные
виды штриховки для создания
орнамента, развитие
воображения, мелкой моторики

Групповая

Изображение птицы из контуров ладони, штриховка

«Белый
медведь»

Развивать умение создавать
изображение с помощью
шаблона набрызгом

«Ёлка»

Учить тонировать лист мелком,
изображать хвою ели с

Групповая
Групповая

Чтение стихотворения про север, загадки о северных
животных, рисование набрызгом

Отгадывание загадки про ель, наблюдение сходства зубьев вилки и
хвои, рисование вилкой, рисование снега кистью «щетина»
34

помощью вилки и гуаши. Учить
изображать снег с помощью
сухой кисти «щетина»

Январь

Февраль

«Попугай»

Учить раскрашивать
изображение пластилином,
развивать мелкую моторику

Групповая

Отгадывание загадки, заучивание скороговорки, пластилинография

«Новогодний
шар»

Развивать умение раскрашивать
изображения пластилином,
развивать мелкую моторику

Групповая

Чтение стихотворений про Новый год, рассматривание елочных
украшений, шаров, пластилинография

«Морозный
узор»

Учить создавать изображение
мыльным пузырем, развивать
фантазию

Групповая

Чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций с
изображением морозных узоров на стекле, рисование мыльными
пузырями, прорисовывание деталей карандашом.

«Снежная
крепость»

Учить раскрашивать
изображения методом «тычка»

Групповая

Беседа о зимних играх и забавах, рисование «тычком» снежных
гор, крепости

«Натюрморт»

Учить рисовать акварелью «помокрому», развивать
эстетический вкус

Групповая

Рассматривание альбома с натюрмортами, вазы с цветами,
знакомство с техникой «по-мокрому», акварель, акварельная
бумага. Оформление работы, рисование деталей карандашом

«Закаляка»

Учить создавать изображения
из клякс, развивать фантазию и
воображение

Групповая

Чтение стихотворения К.Чуковского, кляксография

«Блины на
Масленицу»

Учить рисовать поролоновой
губкой, «тычком»

Групповая

Беседа о народном традиционном празднике Масленица.
Заучивание заклички. Изображение блина на акварельной бумаге
«тычком»

35

Март

«Отражение в
воде»

Учить создавать симметричные
изображения, монотипия

Групповая

Рассматривание пейзажей с изображением реки и отражения в ней
предметов (деревья, дома), монотипия

«Салют»

Учить создавать изображения,
раздувая кляксы через
соломинку

Групповая

Беседа о защитниках Отечества, о праздниках в их честь,
кляксография

«Весна»

Учить рисовать воском (свечой).
Учить использовать холодные
оттенки для изображения
весенней картины

Групповая

Игровая ситуация «День рождения весны», создание «невидимой»
картины - рисование свечой. Раскрашивание «невидимой»
картины акварельными красками, чтение стихов о весне.

«Бабочка»

Учить создавать симметричные
изображения монотипией

Групповая

Отгадывание загадки про бабочку, беседа о пользе насекомых,
монотипия

«Луна»

Познакомить с техникой
рисования на ткани (батик),
учить рисовать тонкий
непрерывный контур

Групповая

Отгадывание загадок про космос, демонстрация готовых картин на
ткани, рисование планет контурами на шелке, используя пяльцы

Учить раскрашивать
изображение на ткани

Групповая

Раскрашивание изображений планет, придание фактуры с
помощью соли

«Космос»

Учить рисовать восковыми
мелками и акварелью, придавать
объём с помощью соли

Групповая

Рассматривание иллюстраций с изображением космоса, рисование
цветными мелками, тонирование темной акварелью

«Куст весной»

Учить получать изображение
веток, раздувая кляксу через

Групповая

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев весной,
беседа о приметах весны, кляксография, набрызг.

Апрель

36

соломинку, рисовать листья
набрызгом

Май

«Цветочный
луг»

Развивать умение раздувать
кляксы через соломинку

Групповая

Отгадывание загадок про цветы, беседа о полевых цветах и их
значении, кляксография

«Одуванчик»

Учить рисовать мыльными
пузырями

Групповая

Отгадывание загадки про одуванчик, создание изображения
оттиском мыльного пузыря на тонированной бумаге,
дорисовывание стебля и листьев

«Сирень»

Учить создавать изображение
соцветий с помощью оттиска
мятой бумагой

Групповая

Рассматривание репродукции П. Кончаловского «Сирень в
корзине», самомассаж комком бумаги, оттиск, аппликация

«Яблоневый
цвет»

Учить создавать объёмные
изображения цветов оттиском
шишкой, рисовать мелкие
детали зубочисткой

Групповая

Рассматривание ветки цветущей яблони, смешивание белой,
красной гуаши, оттиск шишкой.

37


Наверх

Внимание! Мошенники.

Памятки и видеоролики по профилактике мошенничества, предоставленные МО МВД России "Верхнепышминский"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».