Профилактика жестокого обращения с детьми
Консультация для родителей "Признаки, позволяющие заподозрить применение физического и эмоционального насилия""
22.03.2023
Что же такое насилие? Это форма принуждения со стороны
одного человека по отношению к другому с целью приобретения или сохранения
определенных льгот или привилегий, завоевания любого господства.
Виды насилия над детьми:
Ccылка на видео
Ccылка на видео
Ccылка на видео
Ccылка на видео
- жестокое
обращение с детьми;
- пренебрежение
основными нуждами ребенка;
- оставление
ребенка в опасности
Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие)
родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью
ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и тд.), а
также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение может
проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих
вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении,
унижающем человеческое достоинство.
Виды жестокого обращения:
I. Физическое насилие - преднамеренное нанесение
физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской
помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Особенности психического состояния и поведения ребенка
при физическом насилии:
- боязнь
физического контакта со взрослыми;
- стремление
скрыть причину травм;
- плаксивость,
одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм,
агрессивность, жестокое обращение с животными.
II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его
согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения
последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт
не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает
свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка
при сексуальном насилии:
- несвойственные
возрасту знания о сексуальном поведении, несвойственные характеру
сексуальной игры;
- стремление
полностью закрыть свое тело;
- депрессия,
низкая самооценка.
III. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или
постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и
приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию
относятся:
- открытое
неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы
в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;
- замечания,
высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная
физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь
или невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное
грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую
травму.
Особенности психического состояния и поведения ребенка
при психологическом (эмоциональном) насилии:
- постоянно
печальный вид, длительное подавленное состояние;
- различные
соматические заболевания;
- беспокойство,
тревожность, нарушение сна;
- агрессивность;
- склонность
к уединению, неумение общаться;
- задержка
физического и умственного развития;
- нервный
тик, энурез.
Действия сотрудников образовательных учреждений при
выявлении фактов жестокого обращения с ребенком.
1. В течение 1 часа с момента выявления
признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник
сообщает руководителю образовательного учреждения и социальному педагогу о
выявленном случае.
2. В течение 1 часа с момента получения
информации о выявлении признаков жестокого обращения с несовершеннолетним
руководитель образовательного учреждения организует проведение медицинской
оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав
данные в медицинской справке.
3. В течение 1 часа с момента
фиксирования факта жестокого обращения руководитель образовательного учреждения
сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном
случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел,
органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП.
4. В течение 1 дня со дня выявления
факта жестокого обращения социальный педагог проводит обследование условий
жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляет акт обследования.
5. В случае если на момент факта
жестокого обращения несовершеннолетний находился на внутриведомственном учете в
«группе риска», руководитель образовательного учреждения инициирует внесение
дополнительных мероприятий в индивидуальную программу сопровождения семьи,
включив мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся
жестокому обращению и его семье.
Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения,
характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц их заменяющих,
заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по
воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются
(родители или законные представители не обеспечивают условий для оказания
своевременной медицинской помощи, посещения ребенком образовательного
учреждения, не обеспечивают питанием и одеждой в соответствии с возрастом
ребенка и т.д.).
Виды пренебрежений нуждами ребенка:
- Пренебрежение
физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто
оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда
ребенок проживает в антисанитарных условиях.
- Пренебрежение
медицинской помощью - отсутствие ухода за больным ребенком, когда
ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут
организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской
помощи.
- Недостаточный
контроль – оставление
ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая,
частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания
родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных
представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
- Нахождение
ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до
оставления его в асоциальной среде.
- Пренебрежение
эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
- Пренебрежение
потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают
условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без
уважительных причин.
- Употребление
матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.
Особенности психического состояния и поведения
ребенка:
- задержка
речевого и моторного развития;
- постоянный
голод;
- требования
ласки и внимания;
- низкая
самооценка, низкая успеваемость;
- агрессивность;
- утомленный,
сонный вид;
- санитарно-гигиеническая
запущенность;
- отставание
в физическом развитии;
- частая
вялотекущая заболеваемость.
Действия сотрудников образовательных учреждений при
выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.
- В
случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка
(например, пропуски ДОУ) воспитатель в течение 3 рабочих дней
устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей
(законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение
родительских прав.
- В
случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении
3 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ
сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному
педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.
- В
случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от
законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не
являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1
дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.
Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без
помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.
Рекомендации по определению признаков оставления
ребенка в опасности.
- Ребенок
нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или
обострение заболевания или находится в состоянии истощения и т.д.)
- Ребенок
до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому
здоровью.
- Ребенок
в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых.
- Ребенок
остается голодным в течение длительного времени.
- Ребенок
находится на улице без взрослых в условиях опасных для его жизни и
здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая.
- Ребенок,
имеющий серьезные соматические или психические расстройства и нуждающийся
в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее
время привести к нарушению физического или психического здоровья.
Незамедлительные меры, направленные на обеспечение
безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности.
В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью
несовершеннолетнего необходимо:
- Исключить
факторы опасности для жизни и здоровья ребенка.
- Обеспечить
безопасное пребывание несовершеннолетнего.
- При
необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или
иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему.
- Сообщить
о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России.
- Принять
меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
либо установлению места их нахождения.
Copyright © 27.07.2019